Применение оболочки "Chopin" для создания информационно-образовательной
среды изучения иностранного языка

 
Д.В. Смолин
http://altnet.ru/~mcsmall/index.htm
 

Программное обеспечение для обучения иностранному языку развивается в несколь-ких независимых направлениях: программы тренировки и контроля, программы редактиро-вания, системы машинного перевода, советующие системы и д.р. Особое место, среди программ для изучения иностранного языка занимают электронные учебные пособия (ЭУП). Современные ЭУП сочетают в себе разнообразные возможности, присущие перечисленным типам программ. Современные ЭУП являются большими программными комплексами, использующими высококачественную графику, звук, живое видео. Надежность современных ЭУП достаточно высока, поэтому на первый план выходят вопросы технологии их примене-ния. В последние годы сложилось представление о процессе обучения как о технологиче-ском процессе. Каждое электронное пособие должно четко выраженную цель, процесс обу-чения должен быть оптимальным. Очевидно, что оценка эффективности обучения не входит в задачи, решаемые электронными учебными пособиями. Поэтому, в области обучения ино-странному языку появился новый тип программ - обучающая среда (learning environment). Информационно-обучающая среда позволяет изучать иностранный язык методом по-гружения при отсутствии реальной языковой среды. С технической точки зрения собой кон-тейнер, объединяющий в себе различные типы программ и обеспечивающая единые правила игры. Основными группами функций среды являются: технологическая (хранение и модифи-кация ЭУП), исследовательская (оценка психофизиологического состояния обучаемого, оценка обученности, оценка эффективности обучения и д.р.), контролирующая (контроль обучаемого), инструментальная (создание новых ЭУП, тестов), советующая (выдача реко-мендаций по обучению), а также специальные функции. Создание универсальных сред для изучения языка затруднено различиями в структуре информационного процесса в различных учебных заведениях. Поэтому, автор полагает, что развитие этого типа программного обес-печения должно идти по пути создания "пустых" систем, или программ-оболочек. В качест-ве примера может быть приведена оболочка информационно-образовательной среды "Chopin" . Оболочка информационно-образовательной среды "Chopin" разработана на кафедре ИСЭ АлтГТУ в 1997-1999 годах. Программный комплекс состоит из 5-ти комплектов про-грамм, которые способны работать как взаимосвязано, так и раздельно.

1. Комплект FLTS (Foreign Language Test Shell)

1.1. Интерпретатор языка TDL

  1.2. Синтаксический анализатор языка TDL

  1.3. Средство визуального построения тестов на языке TDL - VTB (Visual Test Builder)

  1.4. Средство просмотра результатов тестирования DBViewer

  1.5. Электронная гипертекстовая документация по TDL

1.6. Электронная гипертекстовая документация по программам 1.1-1.4

2. Комплект VIPES (Visual Interface Production Expert Shell)

  2.1. Оболочка ЭС "VIPES"

2.2. Синтаксический анализатор языка UDL (User description language)

2.3. Синтаксический анализатор языка EDL (Expert description language)

  2.4. Средство визуального построения курсов на языке EDL - VEB (Visual Expert Builder)

2.5. Электронная гипертекстовая документация по UDL

2.6. Электронная гипертекстовая документация по EDL

2.7. Электронная гипертекстовая документация по программам 2.1-2.4

3. Комплект DAC (Data Analysis Console)

3.1. Оболочка "DAC"

3.2. Электронная гипертекстовая документация по программе DAC

4. Комплект SEBS (Standard Eelectronic Book Shell)

4.1. Интерпретатор языка BDL

4.2. Средство визуального построения типовых учебников по ин. языку на языке BDL - VSEBB (Visual Standard Electronic Book Builder)

4.3. Синтаксический анализатор языка BDL

4.4. Электронная гипертекстовая документация по BDL

4.5. Электронная гипертекстовая документация по программам 4.1-4.3

5. Электронная гипертекстовая документация по методике применения "Шопен".

Технология работы в информационно-образовательной среде укрупненно может быть представлена следующими этапами:

1. При помощи программы VEB преподаватель строит "авторский курс" - дерево целей, дерево критериев, дерево предъявления учебной информации. Расписывает все уроки, тесты к каждому уроку, интегральные тесты (тесты, которые переводят учащегося на следующий уровень подготовки); указывает последовательность следования уроков, классы эквивалентных уроков, сценарий цикла "тестирование - обучение". Дает своему "автор-скому курсу" уникальное имя.

2. Обучаемый работает полностью самостоятельно. Включает компьютер и входит в систему под своим именем. Система (сама или по выбору обучаемого) начинает тести-рование (программа FLTS) - составляет на студента индивидуальную "карточку знания языка" согласно модели языка (программа VIPES), присваивает уровень знания языка, на-пример A..Z. Экспертная система на основе карточки знания языка выдает куратору (препо-давателю) рекомендацию, какой "авторский курс" более подходит сейчас обучаемому. Кура-тор подтверждает или изменяет имя курса.

3. Студент начинает работу с "авторским курсом". Каждый урок заканчивается тестированием, по результатам которого принимается решение - усвоена ли тема урока. В случае если усвоена - переход к тесту, а через него следующей цели модели языка, иначе к классу эквивалентных уроков и тестов. Особенность построения электронного учебного курса в среде "Chopin" заключается в том, что элементы предъявления информации (их иногда измеряют экранами) могут не со-держаться в самом учебном курсе. Преподаватель строит только скелет, фрейм своего курса. Фактически, он описывает структуру знаний о предметной области. Элементами этой структуры могут быть другие электронные учебные пособия или просто ссылки, в том числе ссылки на традиционные учебные пособия. Такая структура учебного курса позволяет стро-ить его за приемлемое время, максимально заимствуя готовые элементы из других источни-ков. В то же время преподаватель без необходимости не отвлекается на излишние подробности, что позволяет построить целостный и взаимосвязанный учебный курс. Работа обучаемого в среде может быть организована по одному из трех типов: обучение с учителем, самообучение и обучение на компьютере. В зависимости от настройки системы все или некоторые действия пользователя фиксируются в базе данных тестирования и обучения. Анализ данных при помощи программы DAC позволяет оперативно получать большое количество новых знаний об обучаемом, при-меняемых тестах и ЭУП без проведения дополнительных экспериментов. Специально разработанный алгоритм, позволяет получать количественную оценку качества ЭУП на основе результатов корреляционного анализа результатов тестирования.

Дополнительная информация может быть получена: http://altnet.ru/~mcsmall/index.htm

 

Сайт управляется системой uCoz