МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТА

Д.В. Смолин

 

Компьютерный тест - это инструмент измерения некоторой личностной характеристики, относящейся к когнитивным, психологическим, психическим или психофизиолоическим особенностям данного индивида.

Интересующая Вас личностная характеристика может быть измерена, прямо или косвенно

Для измерения личностных характеристик применяются различные методики, большинство из которых берут свое начало в психологии, наиболее перспективные современные методики основаны на методах психофизиологии, то есть связи психического состояния индивида с его с внешними проявлениями, которые могут быть измерены непосредственно.

Компьютерные тесты обладают рядом преимуществ, по сравнению с традиционными (бумажными, вербальными и визуальными) тестами, но также имеют и ряд недостатков.

Компьютерный тест - это некоторая последовательность, возможно циклическая стимулов и реакций, позволяющая подтвердить (или опровергнуть) некоторую гипотезу тестирования.

Гипотеза тестирования - логическое утверждение, подлежащее проверке, в том числе проверке с некоторой степенью уверенности или вероятности в ходе тестирования.

Современное состояние педагогики, психологии и медицинских наук не позволяет в ходе одного теста полностью определить состояние индивида (статус), но только подтвердить (опровергнуть) некоторую гипотезу.

Тест должен быть математически обоснован.

Математическое обоснование теста, согласно современному состонияю теории тестирования может быть основано:

на принципах теории вероятности
на принципах теории множеств

Наиболее простым, и в тоже время гибким из современых языков описания тестов является критериальный язык, основанный на относительном весе каждой пары стимул-реакция (вопрос-ответ).

К основным характеристикам теста в целом и его отдельных элементов относят:

Валидность - степень соотвествия реального положения дел желаемому (аналог понятия адекватности модели в математике)
Надежность - степень повторяемости результатов в нескольких сериях испытаний
Экономичность - длина теста, выраженная в некоторых абстрактных единицах, относительно некоторого идеального "нулевого" значения.

Методика создания компьютерного теста предполагает следующие шаги:

1. "Планирование теста" - то есть подробное определение цели теста, возможных способов достижения цели, ограничений на процесс достижения цели (например временных), математических показателей качества будущего теста и допустимых отклонений этих характеристик.

2. В соотвествии с планом теста проводится генерация тестовых заданий. - то есть создание списка стимулов, вариантов правильных ответов и отвлекающих. Тип задания (закрытое, открытое) и конкретный способ его предъявления определяются исходя из требований к математическим характеристикам качества теста (валидности и надежности).

3. Из тестовых заданий составляются 2 равноценных набора заданий: основной и запасной, предназначенный для проведения повторного тестирования.

4. Определяется порядок следования вопросов в тесте.

5. Проводится пробное тестирование на экспертах, не участвовавших в составлении заданий. Цель тестирования - проверить очевидную валидность заданий - то есть доходчивость формулировки задания, способа ответа на него, исправление ошибок - логических, предметных и грамматических. Экспертов просят предварителньно оценить трудность каждого задания проставив ему оценку по некоторой шкале, например пятибалльной.

6. Исправленный тест проводится на малой выборке (до 3-х человек) из контингента, равнозначного целевому. Цель - ранжировать вопросы по трудности путем корректировки "весов вопросов", предварительно расставленных экспертами.

7. Тест проводится на целевой выборке. Результаты обрабатываются. Тест корректируется в сторону повышения очевидной валидности, приведения в соответствие со стандартом (например, образовательным), корректируется система оценки по тесту, так, чтобы оценка по тесту примерно соответствовала экспертной оценке проставленной конкретному студенту.

8. Результаты теста объявляются студентам по прошествии некоторого времени (не менее суток) и не комментируются.

Продолжение >>.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz